Спец ПУ
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Майкопское специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением закрытого типа
   
385332, Республика Адыгея, Красногвардейский район, с. Новосевастопольское, ул. Чехова, 15, тел/факс (87778) 5-59-32, spumaykop@yandex.ru
Разделы сайта
  • Главная
  • Новости
  • Сведения об образовательной организации
  • О деятельности
  • Профессиональное образование
  • Общее образование
  • Воспитательная работа
  • Социально-психологическая работа
  • Дополнительное образование
  • Медицинское обслуживание
  • Спорт любить, сильным быть
  • Фотогалерея
  • Вопросы родителей
  • Контакты
  • Счетчики

    Социально-психологическая работа

     В Майкопском СУВУ курс реабилитации проходят дети и подростки с девиантным поведением с различными отклонениями в здоровье, в том числе дети с легкой умственной отсталостью  (VIIIвид) и с задержкой психического развития (VIIвид). Качество и эффективность реабилитации зависят от того, насколько точно будут установлены индивидуальные особенности ребенка, зона его ближайшего развития, будут определены методы комплексного психологического, педагогического, медицинского и социального воздействия. Еще одно важное условие эффективной экспертизы и последующей реабилитации – согласованность действий всех специалистов. Понимание этого позволило выделить в структуре учреждения, подразделение Социально-психологической службы, функциями которого являются: - обеспечение условий для качественной экспертизы воспитанников; координация действий специалистов по определению индивидуального маршрута реабилитации для каждого воспитанника, с учетом четкого понимания психолого- педагогических, медико-психологических, медико-социальных, социально- педагогических проблем детей, и путей их решения.

     

    Диагностика личностного и интеллектуального развития подростка проводится по  следующим методикам:

    Изучаемые особенности личности

    Методы диагностики

    Характерологические особенности

     Методика экспресдиагностики характерологических особенностей личности (вариант опросника Г.Айзенка)

    - Методика многофакторного исследования личности Р.          Кеттелла

    - Опросник К.Леонгарда

    Индивидуально-типологические

    особенности

     

    - Методика «ДДЧ»

    - Методика Баса-Даарки

    - Тест «Несуществующее животное»

    Интеллектуальное развитие

    - Методика самооценки эмоциональных состояний

    Эмоционально-волевая сфера

    - Методика самооценки эмоциональных состояний

    Интересы и склонности

    - Методика «Потребность в достижениях»

    - Карта интересов

    - Опросник профессиональных склонностей

     

        

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    После проведения анализа данных, полученных в ходе диагностического обследования, педагогом-психологом составляется заключение, даются рекомендации  по индивидуальной  работе с данным воспитанником. Определяется ведущее направление и последовательность коррекционной и развивающей работы. Результаты диагностик доводятся до сведения всех педагогических работников и заносятся  в психологическую карту, в  которой в дальнейшем можно будет проследить динамику развития воспитанника.

     Основные задачи психокоррекционной работы с воспитанниками  в адаптационный  период:

    - повышение уровня адаптации воспитанников к новым жизненным условиям;

    - развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и с взрослыми;

    - стабилизация эмоционального состояния детей: снятие страха и тревожности, повышение уверенности в себе, снижение агрессии и негативных эмоций Для решения поставленных задач  выбраны  следующие формы работы:

    - индивидуально-коррекционная работа с подростками ( по результатам диагностики, далее -по запросу) -  игры, беседы, упражнения, рисунки;

     - групповая деятельность:

    - тренинг  коммуникативной компетенции с элементами телесно-ориентированных  технологий

     (создание условий для эффективной  социально - психологической адаптации к новым  условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия);

    -коррекционно-развивающие и профилактические занятия по преодолению личной  тревожности и агрессивности воспитанников.

     Основной задачей первой ступени реабилитационного процесса на данном этапе  является освоение воспитанниками адекватных форм самовыражения, формирование адекватной самооценки,

     формирование потребности  саморазвития. Развитие социального интеллекта, привитие навыков здорового образа  жизни.

     Формы  работы на данном этапе:

     -психологический тренинг внутригруппового взаимодействия: «Я и мир вокруг меня»;

    - цикл занятий, бесед по профилактике вредных привычек,  направленных на формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ;

     - тренинг « Не обижай свое здоровье»;

     - цикл занятий по  коррекции эмоциональной сферы: тренинг  « Все краски жизни», сказкотерапия; арт. – терапия.

     - цикл занятий направленных  на  обучение воспитанников конструктивным выходам из конфликтных ситуаций (деловые ,  ситуационные игры, сюжетно-ролевое моделирование ситуаций).

    2-3 ступени реабилитационного процесса подразумевают  формирование потребности  саморазвития, создание мотивации  успех, развитие эмоционально - волевой сферы, выработка навыков здорового образа жизни.

    Формы работы:

    - развитие и коррекция познавательной деятельности ( тренировка памяти, внимания, мышления), введены специальные  уроки психологии , компенсаторно-развивающие занятия,

     тренинг личностного роста (содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития);

    тренинг «Развитие навыков саморегуляции» , аутогенная тренировка по И. Шульцу;  (развитие и коррекция эмоциональной сферы, коррекция невротических проявлений (страхов, тревожности, злобности, обидчивости т.д.), повышение эмоциональной компетентности (понимание собственных эмоции и эмоций другого человека, контроль эмоций и адекватное их проявление);

    - цикл занятий по профессиональному самоопределению  « В мире профессий»,

    - тренинг « Пять шагов на пути к работе»,

    - цикл занятий по программе  « ЗОЖ»;

    Четвертая ступень - заключительный этап реабилитационного процесса

    На данномэтапе основной задачей является планирование жизненного пути, формирование необходимых жизненных навыков, профессиональное самоопределение воспитанников, продолжение работы по приобщению к здоровому образу жизни, социализация воспитанников  в различных сферах  общества.

    Формы проводимой работы:

    - цикл занятий по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в социуме,  тренинг « На пороге взрослой жизни»   (развитие  потребительских навыков, способов решения житейских проблем, навыков семейной жизни), занятия по обучению конкретным жизненным навыкам;

    -профориентация - профессиональное самоопределение, выявление и развитие профессиональных интересов и склонностей. Тренинг « Пять шагов на пути к работе», 

    беседы, дискуссии, ситуационные игры, мозговой штурм « Как найти работу»; 

    -цикл занятий  по программе « ЗОЖ»  - формирование  здорового жизненного пути и высокоэффективных поведенческих стратегий;

    беседы, интерактивные игры и упражнения «больше информации -меньше риска», моделирование ситуаций;

    - профилактика  правонарушений (формирование у воспитанников готовности жить в соответствии с общепринятыми нормами права и морали вне училища), психологические занятия(«Как поступить?», «Умею сказать «Нет»» и др.); решение проблемных ситуаций правовой ориентации («Мне предлагают совершить кражу», «Я - свидетель преступления»).

       После завершения каждой  ступени реабилитационного периода проводится  психодиагностический мониторинг, направленный на выявление личностных свойств, эмоциональных и поведенческих изменений.

    Вопросы индивидуальной коррекционной работы по определению для каждого воспитанника своего коррекционного маршрута рассматриваются на заседании ПМПК. (Психолого-медико-педагогического  консилиума  училища)

    Особое внимание уделяется вновь прибывшим воспитанникам. Результаты их адаптации заслушиваются на заседаниях ПМПк через 3 месяца, а затем через каждые 6 мес. в течение срока пребывания. На заседаниях  рассматривается  динамика изменений в личностном развитии воспитанника, заключение психолога, заключение других специалистов, решение консилиума об изменении коррекционного маршрута, необходимая коррекционно-развивающая работа, прогноз дальнейшего развития.

        Оценка эффективности психологического сопровождения в целом осуществляется с помощью  следующих методов диагностики: анкетирование, беседа, интервью, наблюдения, проективные  методики, тесты.                                                                    

             Психологическое  сопровождение учебно-воспитательной работы в училище – это система целостного взаимодействия всех участников процесса, способствующая исправлению и компенсации, развитии психических и психологических  процессов, повышению  эмоциональной компетентности, формированию адекватного  представления воспитанников  о себе, о своей самооценке, способности принимать ответственность за свои поступки; формированию у воспитанников готовности жить в соответствии с общепринятыми нормами права и морали  в обществе, успешно адаптироваться в современном обществе.

     Социальная работа

     При поступлении вновь прибывших воспитанников ведется следующая деятельность: изучение личного дела; оформление личного дела; оформление социальной карты; сообщение о прибытии в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, родителям (законным представителям), подразделения по делам несовершеннолетних МВД; знакомство с воспитанником.

     1. Социализация детей:

    -  установление социального статуса в судебном порядке (при необходимости)

     - открытие счетов в Сбербанке России (детям-сиротам и детям-инвалидам) и контроль   поступлений;

     - учет начисления стипендий;

     - оформление пенсий детям-инвалидам;

     - контроль  сохранности  и закрепления жилья – все дети-сироты и ОБПР;

    - постановка на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья;

    - контроль выплат алиментов родителями, лишенными родительских прав; при необходимости возбуждение уголовного дела по ст. 157 УК РФ (привлечение к ответственности за неуплату алиментов);

    - регистрация по месту пребывания, получение паспортов детям, достигшим 14 лет;

    - восстановление утраченных или пришедших в негодность документов, получение отсутствующих (свидетельство о рождении, СНИЛС, паспорт)

    2. Связь с родителями, законными представителями:

     - информационные письма, телефонные переговоры, сеть Интернет

    3. Взаимодействие с госслужбами:

     представление законных интересов воспитанников в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в судебных заседаниях по вопросам: 

    - прекращения пребывания воспитанников по состоянию здоровья;

    -  прекращения пребывания в училище ввиду отсутствия необходимости этой воспитательной меры воздействия, в качестве поощрения;

    - продления пребывания в училище для завершения соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения училище;

    - перевод в другое СУВУ.

    -  представление законных интересов в процессе следственных мероприятий, на заседаниях суда;

    4.    Выпуск воспитанников

     - сообщение о выпуске воспитанника в КДН, РОВД, родителям (законным представителям), отдел опеки и попечительства;

     - сбор документов, приобретение проездных документов;

     - контроль за начислением на счета воспитанников-выпускников (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) денежных выплат, предусмотренных законодательством.

                  Содержание социально-психологической реабилитационной работы:

    Социальный проект "Права детей среди людей"

                   

    Социальный проект "Выбор професии - выбор будущего"